Я – учитель-логопед и ABA-специалист. В своей работе я объединяю два подхода, чтобы помочь детям с особенностями развития, прежде всего, с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Для ребенка с РАС окружающая действительность часто предстает хаотичным потоком звуков, образов и социальных сигналов, которые его мозг обрабатывает иначе. В этом хаосе два ключевых проводника, способных построить прочный мост между внутренним миром ребенка и внешним, – это учитель-логопед и ABA-специалист.
Если представить развитие ребенка с РАС как строительство дома, то ABA-специалист (специалист в области прикладного анализа поведения) выступает в роли архитектора и прораба. Он возводит сам каркас здания – базовые поведенческие навыки. ABA работает с фундаментом: формирует умение сидеть на занятии, смотреть в глаза, подражать, выполнять простые инструкции. С помощью функционального анализа поведения специалист выясняет, почему ребенок кричит, бьется головой или уходит в себя: возможно, это способ избежать сложного задания или, наоборот, привлечь внимание. ABA не «дрессирует», а учит ребенка новым, адаптивным способам коммуникации, заменяя нежелательное поведение на социально приемлемое. Без этого прочного каркаса все последующие попытки научить чему-либо рискуют рассыпаться, как карточный домик.
Учитель-логопед в этой метафоре – инженер-коммуникатор, который прокладывает в здании все жизненно важные коммуникации. Его задача – дать ребенку инструмент для выражения мыслей, желаний и чувств. Для невербального ребенка это может быть не вокальная речь, а система PECS, жесты или использование коммуникатора. Для вербального – это постановка звуков, расширение словарного запаса, построение фраз и понимание обращенной речи. Логопед работает не только над технической стороной речи, но и над ее социальной функцией – умением вести диалог, задавать вопросы, делиться впечатлениями.
Именно поэтому, благодаря знаниям и компетенциям в области логопедии и АВА, я интегрирую эти подходы в единую стратегию, что позволяет помочь детям быстрее преодолевать трудности и выходить на качественно новый уровень развития.