Общая информация
Юрикова Екатерина Денисовна

Куратор Службы ранней помощи АНО «Путь к жизни»
Учитель-дефектолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №86 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани
Образование
Бакалавриат: специальное (дефектологическое) образование, профиль: логопедия (2022)
Магистратура: специальное (дефектологическое) образование, профиль: нейропсихологическое сопровождение в образовании (2024)
Профессиональные компетенции
  • Курсы повышения квалификации «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика в преодолении моторных нарушений у детей и взрослых», 2020
  • Курсы повышения квалификации «Психолого-педагогическая диагностика и коррекция расстройств аутистического спектра у детей раннего и дошкольного возраста», 2021
  • Профессиональная переподготовка по программе дополнительного профессионального образования «Методы прикладного анализа поведения в образовании», 2023
  • Повышение квалификации ABA-инструктор «Implementer of Behavioral Programs» IBP I Квалификация присвоена на основании прохождения сертификационной программы специалистов по прикладному анализу поведения, 2023
  • Повышение квалификации ABA-инструктор «Implementer of Behavioral Programs» IBP II Квалификация присвоена на основании прохождения сертификационной программы специалистов по прикладному анализу поведения, 2023
  • Повышение квалификации ABA-инструктор «Implementer of Behavioral Programs» IBP III Квалификация присвоена на основании прохождения сертификационной программы специалистов по прикладному анализу поведения, 2024
Сфера профессиональных интересов
  • Развитие навыков у детей с РАС с применением методов на основе прикладного анализа поведения
  • Коррекция проблемного поведения с применением методов на основе прикладного анализа поведения
  • Логопедическая коррекция, развитие речи
Эксперт о себе
Я – учитель-логопед и ABA-специалист. В своей работе я объединяю два подхода, чтобы помочь детям с особенностями развития, прежде всего, с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Для ребенка с РАС окружающая действительность часто предстает хаотичным потоком звуков, образов и социальных сигналов, которые его мозг обрабатывает иначе. В этом хаосе два ключевых проводника, способных построить прочный мост между внутренним миром ребенка и внешним, – это учитель-логопед и ABA-специалист.

Если представить развитие ребенка с РАС как строительство дома, то ABA-специалист (специалист в области прикладного анализа поведения) выступает в роли архитектора и прораба. Он возводит сам каркас здания – базовые поведенческие навыки. ABA работает с фундаментом: формирует умение сидеть на занятии, смотреть в глаза, подражать, выполнять простые инструкции. С помощью функционального анализа поведения специалист выясняет, почему ребенок кричит, бьется головой или уходит в себя: возможно, это способ избежать сложного задания или, наоборот, привлечь внимание. ABA не «дрессирует», а учит ребенка новым, адаптивным способам коммуникации, заменяя нежелательное поведение на социально приемлемое. Без этого прочного каркаса все последующие попытки научить чему-либо рискуют рассыпаться, как карточный домик.

Учитель-логопед в этой метафоре – инженер-коммуникатор, который прокладывает в здании все жизненно важные коммуникации. Его задача – дать ребенку инструмент для выражения мыслей, желаний и чувств. Для невербального ребенка это может быть не вокальная речь, а система PECS, жесты или использование коммуникатора. Для вербального – это постановка звуков, расширение словарного запаса, построение фраз и понимание обращенной речи. Логопед работает не только над технической стороной речи, но и над ее социальной функцией – умением вести диалог, задавать вопросы, делиться впечатлениями.

Именно поэтому, благодаря знаниям и компетенциям в области логопедии и АВА, я интегрирую эти подходы в единую стратегию, что позволяет помочь детям быстрее преодолевать трудности и выходить на качественно новый уровень развития.
Ссылки на публикации и материалы эксперта
  1. Обзор технологий альтернативной коммуникации в коррекции расстройств аутистического спектра: психолингвистический подход https://elibrary.ru/download/elibrary_49601305_35161111.pdf
  2. Особенности использования жестового языка при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра https://elibrary.ru/download/elibrary_50069030_52562081.pdf
Made on
Tilda